Студия арт-терапии «Метафора»                                                                      +7 (985) 979 59 42

Арт-терапия решает широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются сотрудники в своей повседневной жизни. В психологическом обеспечении персонала арт-терапия может выполнять диагностическую, коммуникативную, регулятивную, когнитивную, коррекционную, развивающую функции (Пурнис, 2008):

  1. Диагностическая функция арт-терапии позволяет, прежде всего, определить круг возникших проблем у сотрудников, их масштаб, психологическое содержание, субъективную значимость. Кроме того, средствами арт-терапии раскрывается внутренний мир сотрудника, его базовые и ситуативные потребности, эмоциональные переживания. В художественных произведениях, созданных сотрудниками в ходе арт-терапевтических занятий, воплощается их отношение к труду, к коллегам по работе, что может также свидетельствовать и об уровне их актуального состояния психологического благополучия. 
  2. Коммуникативная функция арт-терапии предполагает межличностное общение участ- ников терапевтической группы в ходе занятий. Средствами арт-терапии человек передает свое отношение к окружающим людям. В процессе арт-терапии происходит усвоение обще- человеческих социально-культурных ценностей. 
  3. Регулятивная функция арт-терапии предполагает снижение утомления, причем не только актуального, связанного с выполнением производственных функций, но и общего утомления, связанного, например, с хронической усталостью. Благодаря арт-терапии возможно купирование негативных эмоциональных состояний, снятие общего психического напряжение, снижение остроты стрессовых состояний. 
  4. Когнитивная функция арт-терапии включает осознавание человеком себя, своих поступков. Открывается возможность реализации творческих способностей, происходит развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер личности. 
  5. Коррекционная функция арт-терапии предполагает психологическую работу с само- оценкой сотрудников, их «Я-образом», состоянием тревоги, страха, агрессии и так далее. Как отмечают М. В. Киселева и В. А. Кулганов, механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что «искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента» (Киселева, Кулганов, 2014, с. 26). 
  6. Развивающая функция арт-терапии предполагает развитие индивидуальности, способ- ствует личностному росту, усилению саморегуляции чувств и поведения в целом. Регулярные занятия арт-терапии повышают социальную компетентность, открытость в общении и, в конечном счете, создают благоприятный климат в трудовом коллективе. 

 

 

Володина К.А. (2007). Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации. Организационная психология. 2017. Т. 7. No 2. С. 86–101.